ПАРУСНАЯ РЕГАТА В ДИСЦИПЛИНЕ

МАТЧ-РЕЙС

матч-рейсы

Матчевые гонки или матч-рейсы — это определенный формат парусных соревнований, когда победитель определяется в результате серии матчей между парами участников (команд), а точнее когда победитель в группе участников выявляется по результату личных встреч - каждый с каждым.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА

Необходимым условием для проведения матчевых гонок является одинаковость условий для каждого участника: яхты участников должны обладать как можно более одинаковыми гоночными характеристиками, что достигается практически во всех матч-рейсах проведением соревнований на монотипах. Выигрыш участника достигается лишь за счет мастерства команды.

Матч-рейс WHO IS WHO. Фото Алексей Иванов

Матчевые гонки проводятся по Международным правилам парусных гонок и приложению С к данным правилам.

КРУГОВАЯ СИСТЕМА (РАУНД-РОБИНЫ)

Матч-рейсы,  как мы и описывали выше представляют из себя в стандартном виде встречи (матчи) участников – каждый с каждым, образуя таким образом раунд-робин (круговую систему). Причем встречи (матчи) проходят зачастую параллельно, образуя так-называемые флайты.  По итогам всех матчей и раунд-робина выстраивается специальная итоговая сетка соревнований, в которой определяется количество побед у каждой из команд.

Количество раунд-робинов может быть несколько.

ФИНАЛЬНАЯ СЕРИЯ

Обычно в матчевых гонках идет серия на выбывание  у лидеров соревнования: четвертьфиналы, полуфиналы и финальная серия,  до 1,2, 3-х побед в зависимости от инструкций гоночного комитета и Положения о соревновании.

 

ПРЕДСТАРТОВАЯ БОРЬБА – ОСНОВА МАТЧА

 Борьба между соперниками разворачивается еще до старта матча, так как обе команды хотят пересечь линию старта максимально быстро и выгоднее, чем соперник. С другой стороны, каждый старается вынудить противника совершить на предстарте ошибку, за которую тот будет возможно и будет оштрафован ампайром.

матч-рейс

 Свой штраф участник может обнулить
, «повесив» противнику ответный штраф или  отработать штраф (оправдание) – поворотом на 270° в любой момент гонки после стартового сигнала матча. Экипаж старается выполнить его с наименьшими потерями в наиболее удобный момент. Если кто-то из соперников получает три штрафа, он тут же дисквалифицируется в данном матче и матч останавливается. Противник при этом зарабатывает победу в матче.

 АМПАЙРИНГ

  При проведении матчевых гонок в дополнение к обычному судейству (ГСС) прибавляется судейство на воде: за каждой парой участников следит как минимум один катер ампайров — это один или два судьи на небольшом моторном РИБе, находящиеся рядом с участниками, начиная с 4-х минут и до финиша крайней яхты в матче.

матч-рейс

 

  Задача ампайров судить протестовые ситуации от участников прямо на воде во время предстартовой борьбы, так как участники имеют право протестовать друг на друга, согласно правилам Парусных гонок и Приложению С. При этом решения ампайров вступают в силу немедленно и не подлежат протестам на воде. В мире насчитывается всего порядка 100 высококвалифицированных ампайров, которые судят матчевые гонки, а в России – 12 специалистов.

 ИСТОРИЯ

 Развитие матч-рейсов началось с Кубка Америки. Однако только в 1870 году состоялся первый матч-рейс в рамках Americas Cup  между американской яхтой Magic и британской Cambria. Победили американцы и после этого более столетия никто не мог отобрать у них кубок. Однако Кубок Америки не является и не являлся «чистым» матч-рейсом. Здесь были свои правила по яхтам и их строительству, но все остальные принципы матчевых гонок соблюдались.

 Только в 1937 году на Бермудах был проведен первый матч-рейс на монотипных яхта- Omega Gold Cup.

 Подробнее об истории матчевых гонок читайте в нашей статье на сайте «Парусной Академии».

СИСТЕМА ГРЕЙДОВ И ПОДСЧЕТ ОЧКОВ (РЕЙТИНГ ИСАФ)

 В 2000 г. появилась система рейтингов ISAF для матчевых гонок. Причем рейтинги присваиваются и соревнованиям, и яхтсменам. Шкиперы получают очки за первые 10 мест в регатах, которые умножаются на коэффициенты соответственно уровню регат.

Рейтинг Вы можете посмотреть по ссылке.

 Регаты имеют свой рейтинг – grade, который присваивается в зависимости от уровня организации соревнования. Грейд регаты зависит от множества факторов: количества гонщиков соответствующего уровня, количества и конструкции лодок, количества международных судей, обслуживающих регату, количества дней, отведенных на регату, и т. д.

Международные регаты имеют больший вес по сравнению с региональными.

 Рейтинг спортсменов по версии ИСАФ рассчитывается на основе достижений яхтсменов-матч-рейсеров по итогам последних двух лет в регатах не ниже 5-го грейда. Чем выше грейд соревнования и место шкипера в регате, тем больше очков он получает.

матч-рейс

СТАРТОВАЯ ПРОЦЕДУРА

Сигналы стартовой процедуры матча должны быть следующими: время должно браться по зрительным сигналам; отсутствие звукового сигнала не должно приниматься во внимание. 

Если подряд дается старт нескольким матчам, то сигнал "Старт" для одного матча должен быть сигналом "Предупреждение" для последующего матча.

Время в минутах Зрительный сигнал Флаг Звуковой сигнал Значение
7 Флаг FOXTROT показывается Флаги матчевых гонок один Сигнал "Внимание"
6 Флаг FOXTROT убирается Флаги матчевых гонок сигнала нет  -
5 Цифровой вымпел показывается Флаги матчевых гонок один Сигнал "Предупреждение" для первого матча текущего флайта
4 Флаг "Рapa" показывается Флаги матчевых гонок один Сигнал "Подготовительный" для текущего матча
2 Желтый или Синий флаги

 Флаги матчевых гонок

один** Окончание времени входа в предстартовую зону
1 Флаг "Рapa" убирается Флаги матчевых гонок один продолжительный  
0 Цифровой вымпел убирается/показывается следующий Флаги матчевых гонок один Старт открыт для текущего матча/ Сигнал предупреждения для следующего матча

* Во флайте цифровой вымпел "1" означает Матч 1, вымпел "2" – Матч 2 и т.д., если в гоночной инструкции нет других указаний;

** Эти сигналы производятся только тогда, когда одна или обе яхты не выполнили требование правила С4.2. Флаг (флаги) должен оставаться показанным пока ампайры не произведут сигнал о наказании или в течение 1 минуты, в зависимости от того, что наступит раньше. 

Флаг Обозначение Флаг
Желтый Флаг яхты, а также может подниматься на катере ампайра в случае наказания или на ГСС
Синий Флаг яхты, а также может подниматься на катере ампайра в случае наказания или на ГСС Флаг матчевых гонок
Yankee Показывается членом команды яхты, участвующей в матче против другой яхты при протестовой ситуации
Бело-зеленый Бело-зеленый флаг с одним продолжительным звуковым сигналом на катере ампайра означает: наказание не накладывается.

 

ДИСТАНЦИЯ

 Дистанция гонки небольшая, лодки проходят ее в среднем по регламенту ИСАФ для матчевых гонок за 15–25 минут. Знаки выставляются против ветра, как и в гонках флота.

Дистанция матчевых гонок

Дистанция формально имеет четыре отрезка – два против ветра - лавировки и два полных курса (по ветру).

На первом и третьем этапах лодки идут в лавировку, затем они правым бортом огибают «верхний» знак и проходят второй (с огибанием правым бортом) (и четвертый) отрезки под спинакерами полными курсами.

Таким образом, пройдя две «петли», гонщики финишируют.

 

 

 

 

 

 

Матчевые гонки – это наиболее престижные парусные соревнования, в котором сконцентрировано все- сила и выносливостьвзрывная энергия и холодный расчет, принятие быстрых решений и тактические предстартовые мероприятия. Матчевые гонки – это олимп парусного спорта. Многие ведущие гонщики России – практически все – матчевики.

 матч-рейс

Добро пожаловать в мир матчевых гонок!

. Парусная Академия. Любое копирование материалов сайта только с официального разрешения.