Что такое матч-рейс и вообще как проводится парусная регата?

матч-рейс


Мы уже не раз слышали  о том, что неискушенные в парусном спорте зрители не понимают  что такое матч-рейс, как проходит данное соревнование , за кем следить, за кого болеть.

Некоторые из тех, кто работает в продвижении парусного спорта (специалисты по PR и рекламе) говорят о том, что в матчевых гонках "настолько сложные правила и именно поэтому они непопулярны и мало кому интересны".

Попробуем раскрыть тему для таких людей, кто вообще не знает что такое матч-рейс, да и вообще - что такое парусный спорт, как проходит соревнование между командами и яхтами.


Парусная регата – это как гонки на машинах или скачки?

Сколько раз мы слышали – “Как яхты соревнуются? У них есть видимо какая-то дистанция, время старта и финиша? Как определить кто победитель в регате?”

Для организации парусной регаты необходимо, как минимум две яхты.

Итак, начнем с главного – как только у нас с Вами есть как минимум две яхты, оснащенные парусами, эти две яхты, управляемые командами по сути  могут выйти на акваторию и попробовать одна другую обогнать. Кто кого обгонит на определенном участке – тот и победил. Если мы проводим несколько таких заездов (гонок) – это уже смело можно назвать парусной регатой.

Серия гонок на парусных яхтах называется парусная регата.

Стартовая точка=Стартовая линия

Итак, у нас с Вами есть две яхты и примем для простоты понимания, что им надо пройти по прямой из точки А в точку B. Значит две яхты для чистоты эксперимента должны выйти из точки А.

Точка А – это стартовая зона, в которой должны находиться яхты, готовящиеся стартовать.
Допустим, что точка А – это, к примеру, какое-то судно, стоящее на якоре и от него начинается отчет дистанции, которую надо пройти.

Однако мы не можем прыгнуть через данную точку, или пройти под ней. Именно поэтому выставляют буй на якоре неподалеку от данного судна и тем самым буй и судно у нас образуют воображаемую стартовую линию, которую как раз и надо пересечь парусным яхтам.   Аналогично любым соревнованиям, когда стартуют несколько участников, к примеру бега – яхты должны пересечь стартовую линию и устремиться на финиш.

Время старта

Однако, если какая-то из яхт пересекла на несколько или несколько десятков минут раньше стартовую линию скорее всего и за редким исключением, окажется  на финише первой. Это означает, что нам необходимо зафиксировать стартовое время и дать стартовый сигнал, раньше которого стартовую линию пересекать нельзя.
Именно так обычно и происходит – для стартующих яхт даются звуковые и визуальные (в виде флагов) сигналы на судейском судне, а на больших судах идет и трансляция по радиосвязи.

Пересекаем стартовую линию раньше - штраф!

Этот вопрос обычно задают новички, которые хотят по наитию «обмануть» соперника. Итак, если Вы пересекаете стартовую линию раньше времени, во-первых пересечение линии любой яхтой контролируется судьями с борта судейского судна, а во вторых если Вы пересечете раньше и яхту заметят, то c судейского судна будет специальный звуковой и визуальный (флаг) сигнал, который означает лишь одно – согласно правилам парусных гонок Вам необходимо вернуться в зону перед стартом и стартовать заново. Как Вы понимаете, пока Вы будете стартовать заново, другая яхта, стартовавшая вовремя уйдет далеко вперед.


Дистанция

Итак, яхты стартовали и устремились в точку B – на финиш . Однако парусные регаты проходят зачастую в ограниченных для плавания акваториях, или регаты проводят в тех зонах, где есть возможность зрителям показать всю красоту парусного спорта. Именно поэтому стараются ставить дистанции по несколько кругов, а не из одной точки в другую.  Поэтому у нас с Вами до точки B –финиша яхты проходят определенными (оговоренными заранее) бортами на дистанции буи. Не вдаваясь в подробности, скажем что в матч-рейсе используют два таких буя, которые позволяют пройти дистанцию в два круга (петли).

Финиш

Как принимают финиш яхт. Конечно не натягивают ленту и не ждут спортсменов на финише с ней. Обычно на матч-рейсах – воображаемая стартовая линия между стартовым буйком и судейским судном является финишем. Яхта, которая первой пересечет финишную линию  является победительницей в данной гонке.
 
Дистанция в матч-рейсах

После того, как мы разобрались с общими принципами старта, прохождения дистанции и финишем представляем Вашему вниманию полную стандартную схему прохождения дистанции на матчевых гонках:

Дистанция на матч-рейсе

 

Обычно буи № 1 и № 2, стартовые и финишные линии  обозначены в специальной Гоночной инструкции и перед началом регаты каждый из спортсменов может и должен ознакомиться с ней. Что касается зрителей – для них предоставляют информацию  о дистанции на сайтах или приводят в информацию в пресс-релизах о регате.


МАТЧ-РЕЙС – ДУЭЛЬНЫЕ ПАРУСНЫЕ ГОНКИ

Матч-рейс – это дуэльные гонки, в которых участвуют яхты парами. И на финише будет один победитель и один проигравший. Соответственно одна команда получает одно очко, а вторая – ноль  очков.

ОДИНАКОВЫЕ ЯХТЫ, РАВЕНСТВО КОМАНД НА МАТЧ-РЕЙСЕ

Важное условия матчевых гонок – равенство команд и яхт. Практически во всех матч-рейсах гонки проходят на одинаковых парусных яхтах – это первое условие участия (организации) регаты. Второе  условие – вес команды и ее количество.  Чтобы быть в одинаковых условиях, необходимо регулировать и количество человек в команде и общий вес , так как это тоже влияет на успех/ проигрыш на регате.   

СТАРТОВАЯ ПРОЦЕДУРА

Так как все яхты постоянно двигаются в водной среде и не могут стоять на месте , как к примеру машины на «формуле-1» в заранее расставленных местах, то стандартная стартовая процедура имеет обратный отсчет в 5 минут  и команды сверяют свои показания с флагами и визуальными сигналами на борту судейского судна – сколько осталось до открытия старта.

В матч-рейсах , для того чтобы усилить спортивную составляющую и зрелищность ввели определенную процедуру – за 4 минуты до сигнала старт открыт – каждая из яхт должны прийти (зайти) в предстартовую зону, причем каждая со своей стороны – одна из яхт, на которой установлен синий флаг заходит со стороны стартового буя, а вторая яхта – со стороны судейского судна.   Если какая-то из яхт зашла в эту предстартовую зону раньше – она получит пенальти (штраф), который вывешивает судья (ампайр) на катере.

Далее, при входе в зону с 4-х до 0 минут яхты начинают маневрировать в рамках правил парусных гонок, чтобы вынудить противника нарушить данные правила и чтобы он получил пенальти (штраф).  При этом судьи (ампайры) постоянно двигаются рядом с яхтами и следят за нарушениями. Нет нарушений – нет пенальти. 

ПЕНАЛЬТИ ПРОТИВНИКУ И ИХ ОПРАВДАНИЕ В ПРОЦЕССЕ МАТЧА – ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ МАТЧ-РЕЙСА.

Если Вы дочитали до данного пункта еще раз расскажем, что матч-рейс благодаря предстартовой борьбе, ампайрингу и пенальти непосрдественно в гонке – наиболее зрелищны и вполне понятны, даже без знания правил.  ЗДесь не как в гонках флота – приходишь седьмым, первым, десятым и получаешь общий результат – здесь либо выиграл матч, либо проиграл. И по итогам всех матчей формируется таблица результатов  (ранжирование по количеству побед).

Теперь, если Вы хотите узнать больше о матч-рейсах читайте как определяется пенальти,  как можно снять пенальти и так далее.


КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕСТЬ ПЕНАЛЬТИ(ШТРАФ) ИЛИ НЕТ:

Ампайры могут поднимать следующие флаги:

бело-зеленый флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – правила не были нарушены (протест не принимается);
желтый флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – яхта под желтым флагом наказана пенальти;
синий флаг с одним продолжительным звуковым сигналом – яхта под синим флагом наказана пенальти;


черный флаг означает полную дисквалификацию яхты (команды), поднимается судьями вместе с желтым или синим флагом  и гонка прекращается, другая команда выиграла данный матч.

Как снять ПЕНАЛЬТИ

Каждая из команд может снять пенальти – либо поставив пенальти противнику, либо раскрутившись определенным образом до финиша яхты. Поэтому шанс выиграть гонку даже с пенальти есть у каждой из команд.

Сколько всего может быть штрафов у команды?

Ампайры могут наказать яхту двумя пенальти, причем второе пенальти яхта обязана раскрутить сразу после старта.  Если же яхта получает третье пенальти, то поднимается черный флаг,  яхта получает 0 очков за гонку, а другая яхта – 1 очко и гонка прекращается.

Матч-рейс, по оценке многих специалистов в парусном спорте - это зрелищность и динамичность, азарт и прозрачность победы, а многим из матчевиков - это один из лучших профессиональных тренингов по парусному спорту, где важна слаженность команд, знание правил, применение большого количества тактических приемов. Гонки флота, даже с пересадкой не способны обеспечить такой уровень гонок.

Кстати, более всего просмотров видео в Youtube занимают именно матчевые парусные гонки, а не гонки флота или гонки с пересадкой на парусных яхтах.

Хотите знать больше о матч-рейсах? Приходите к нам в Клуб Матчевых гонок на семинары и главное на еженедельные тренировки в клубе «Орешка». Читайте правила парусных гонок,

Читайте статьи про матч-рейсы, смотрите видео с мирового тура по матчевым гонкам и др.

Следующая статья для Вас раскрывает особенности матчевых гонок, стартовые процедуры, правила и так далее:

http://www.match-race.ru/aboutmatchrace

 

 

. Парусная Академия. Любое копирование материалов сайта только с официального разрешения.